• Стандартный
  • Субтитры

Онлайн Штисель (Shtisel) 2 сезон смотреть

Вторую главу увлекательной драмы о семействе Штисель, глубоко верующих и приверженных традициям, мы приглашаем вас открыть вместе. Путешествие перенесет нас в сам центр Иерусалима – в квартал Меа Шеарим, прославленный своей многовековой историей и неугасимым духом старины. Местные жители, считающие себя ультраортодоксальными евреями, бережно хранят традиции предков и изолировали свой район от внешнего мира, создав особый, самодостаточный мир. На окраине этого уединенного квартала resideт Шулам Штисель вместе со своим сыном Акивой. Молодой человек, пылкий и влюбчивый, покорен красотой молодой вдовы. Однако сердце отца смято заботами – он не видит для сына счастья в подобном союзе и всеми силами стремится найти достойную пару для своего наследника. Что же ждет героев этой истории? Сможет ли любовь Акивы преодолеть консервативные взгляды отца? Ответы на эти вопросы вы найдете, погрузившись в мир драмы о семье Штисель.
Актеры:
Шира Хаас, Нета Рискин, Айелет Зурер, Михаэль Алони, Довале Гликман
Режисер:
Алон Зингман
Жанр:
драмы
Страна:
Израиль
Вышел:
2015
Рецензии
Этот сериал – ключ к пониманию уникальной иерусалимской общины, которая на протяжении веков притягивала евреев со всего света. Представьте себе: зрелые люди, скопившие достаточно средств, чтобы посвятить оставшиеся годы изучению Торы. Местные арабы называли их "бней мавет" – "сыны смерти". Они прибывали из Европы, Марокко, Египта, Ирака и Йемена. Каждый народ имел свой квартал, синагогу и дом учения. Встретившись на рынке, белорусский и йеменский еврей общались на "лошн-койдеш" – священном языке Торы, или на арамейском, языке Геморы. Эти языки очень похожи, но произношение у ашкеназов (европейских), сефардов (испано-португальских) и других групп различается. В Израиле принято сефардское произношение, поэтому герои фильма говорят на нем. Однако цитаты из Торы и Талмуда (фильм наполовину состоит из этих цитат, что теряется в переводе) звучат на ашкеназском диалекте. Это создает особый колорит, а идиш (в этом фильме белорусско-литовский диалект) привносит атмосферу, знакомую мне с детства. Точно так же бабушка с дедушкой переходили на идиш, когда не хотели, чтобы я понимал их разговор. Мама понимала, а я уже нет. Теперь мы с женой переходим на русский, когда не хотим, чтобы внуки нас поняли. А дети – они всё понимают. Идиш же больше никто не знает. Постепенно ситуация менялась: не все евреи приезжали умирать. Появились хасиды с семьями, и "бней мавет" нередко создавали новые семьи и рожали детей. Старый город становился тесным для растущей общины. В 1874 году иерусалимские евреи приобрели участок земли за городскими стенами. За стенами было опасно, земля кишила разбойниками. Архитектор Конрад Шик спроектировал укрепленный квартал в форме квадрата, где длинные здания служили внешними стенами, а шесть ворот запирались на ночь. Так образовался квартал Меа Шеарим, который неверно переводят как "Сто ворот", тогда как в Библии это означает меру "сам-сто" – сто раз больше пшеницы собрал Исаак, чем посеял. Такое название символизирует изобилие на Святой Земле. Практически все иерусалимские евреи получали денежные вспомоществования – халуку – из своих общин и от благотворителей. Специальные сборщики обходили еврейские местечки в Польше и России, собирая пожертвования. Никому не приходило в голову, что иерусалимские евреи должны трудиться в поте лица. Это был город-иешива, сюда ехали изучать Тору. Лишь немногие евреи занимались ремеслами – брили, шили, тачали сапоги. Это были сефарды, жившие в регионе Оттоманской империи, а не ашкеназы, которые посвящали учению дни и ночи. Так продолжалось из поколения в поколение, пока что-то не начало меняться. Появились движения "Поалей Цион", "Тора ве-Авода", движение "Вязаной Кипы". Их члены помимо религиозного получают профессиональное образование, служат в армии, занимаются политикой, наукой, не живут в старинных кварталах, а расселяются по всей стране. Среди ортодоксов они ныне большинство, они полностью интегрированы в общество. Но жители Меа Шеарим сохраняют свой образ жизни и занимаются только Торой. Все так же их содержит диаспора, но теперь они получают еще маленькие пособия на детей от государства. С их скромными потребностями денег хватает на скудную жизнь, показанную в фильме. В Израиле такой же уровень жизни, как во Франции, выше чем в Италии и Японии. У харейдим доход на семью как в Польше или России, а если считать душевой – еще меньше. Они живут в своем гетто, ненавидимые и презираемые окружающими, особенно выходцами из СССР. Советские евреи называют их "песатыми паразитами" и трясутся от ярости, когда видят евреев, похожих на их дедов и прадедов. Комсомольское и партийное воспитание сделало свое. Я бы тоже, наверное, усвоил такое отношение, если бы не мой учитель. Раввин в одиннадцатом поколении, многодетный отец, он работал преподавателем математики в иешива-тихонит – как бы сказать... школе-йешиве, где давали аттестат зрелости по общим стандартам, но половину учебного времени уделяли Торе. Конечно, это была двойная нагрузка. Но детям из религиозных семей к учебе не привыкать. В семьях у них культ учености, учатся все – взрослые и дети, молодые и старые, в наше время учатся девочки и женщины. Я увидел, какое золотое сердце и прекрасную душу имел еврейский народ еще сто лет назад. Люди в этом фильме – обычные люди, со своими недостатками и слабостями. Но они умеют понимать и любить друг друга, они способны раскаиваться, они не стесняются просить прощения. Нет семей лучше, чем в этой среде. Я ни разу не видел детской драки, не слышал ругани. Каждого малыша хочется приласкать, такие они чистые, славные. Семья с тремя детьми – редкость. Счет начинается с четырех. В их маленьких тесных квартирках царит любовь, а когда приходит суббота – спускается удивительный счастливый покой. Там я начал понимать, что такое радость Торы и радость жизни, не омраченной страхом смерти, страхом перед будущим. Ибо на все Господня воля. Но попасть в этот мир извне невозможно. В нем надо родиться. Легко присоединиться к более современным общинам, у которых тоже есть свои школы и даже университет, школы и иешивы, в том числе военные, для срочников. которые отбывают воинскую повинность не три года, а пять, сочетая службу с учебой. Но все это – современные люди. А харейдим – светоч и храм еврейского прошлого. Одеждой и бедностью они похожи на амишей, но амиши не посвящают жизнь учебе, а харейдим не гнушаются ни современной техникой, ни технологией. Самые красивые женщины живут в Меа Шеарим, потому что они чисты, целомудренны, преданные жены и матери. В этой жизни не демонстрируют страсть, но она есть, супруги до глубокой старости сохраняют влечение, их половая жизнь долго не угасает. Этот фильм снимали в знакомых местах, я жил совсем рядом, каждый день шел пешком в иешиву, и так продолжалось почти год. Учитель заменил мне отца, исцелил мою душу, благословил мой труд – и я стал приносить своим трудом благо, а не только зарабатывать деньги. Конечно, за благо платят меньше. Но если прибавить радость души, творящей добро, то ущерба не ощутишь. В заключение скажу, что этот сериал знаменует поворотный момент. Сто лет из израильской культуры (включая эпоху британского мандата) изгоняли иудаизм. Сто лет харедим прятались и вздрагивали, когда их касалась чужая рука. Сто лет над ними только потешались и издевались нахлынувшие из Европы не религиозные евреи-социалисты, а затем и евреи из СССР. И вот наконец тоненький ручеек пробился из гетто в мир, принес сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор, еврейский ум (обратите внимание, как хитроумны все персонажи). Есть в этом сериале нечто от плутовского романа, от ласковой насмешки над самими собой, от еврейской самоиронии, но это также семейная сага, рассказ о неведомой миру повседневности наших дней. Если этот ручеек окрепнет, мир вскоре увидит расцвет израильской еврейской культуры. Не монстров евровидения, не инфернальные изыски, а этот чудесный тайный сад, который хранит в себе Народ Книги. И может быть мир захочет, чтобы люди в нем снова стали такими, какими их сотворил Всевышний. Сказать проще – этот фильм пробуждает в зрителе желание любви и раскаяния. А в еврейской душе еще любовь к Богу и своему народу, Израилю.
Погрузившись в мир израильского сериала "Штисель", я окунулась в завораживающую историю ультраортодоксальных евреев Иерусалима. Этот проект, ставший дебютной режиссерской работой Алона Зингмана, раскрыл перед мной совершенно иную реальность, о которой я лишь смутно представляла себе из прочитанных книг. Сотрудничество Довале Гликмана (Шулем) и Михаэля Алони (Акива) в главных ролях подарило сериалу неповторимую атмосферу. Жизнь героев, живущих в обособленном квартале, текла по особым законам, где традиции незыблема, а современный мир лишь слегка касается их бытия. В центре повествования – семья Штиселей, возглавляемая овдовевшим Шулемом. Его младший сын Акива выделяется среди остальных своей тягой к искусству, что категорически не приветствуется в их среде. Старший Штисель – противоречивая фигура: с одной стороны, он заботится о семье и стремится женить сына, с другой – проявляет деспотизм, не брезгуя ложью и сомнительными поступками. На фоне Шулема ярким персонажем предстает его брат Нухем, проживающий в Бельгии. Его появление на похоронах матери подчеркивает меркантильные интересы. Братья постоянно конфликтуют, а Акиве оказывается зажат между требованиями религии и своими чувствами, пытаясь найти свой путь. Владелец галереи, поощряющий его талант, становится для него своеобразным наставником. К финалу второго сезона зрителям намекают на хэппи-энд, но судьба героев остается открытой. Будет ли Шулем вновь вмешиваться в жизнь сына? Несмотря на некоторые неровности в сценарии, сериал "Штисель" завораживает своей искренностью и драматизмом. Качественное исполнение, талантливая игра актеров и уникальная тематика делают его настоящим открытием для любителей кинематографа. Если вас интересует жизнь ультраортодоксальных евреев, то "Штисель" – это история, которая непременно затронет ваши сердца.
Сериал "Штисель", рожденный на израильской земле, погружает зрителей в мир ультраортодоксальной семьи, открывая завесу над их образом жизни, обычаями и сложными взаимоотношениями. Создатель проекта, талантливый режиссер Алон Зингман, с нескрываемой гордостью отмечает, что сериал нашел отклик не только у широкой аудитории, но и у тех, к кому он был адресован в первую очередь – членов ультраортодоксальных общин. Мелодии из "Штиселя" настолько прочно вошли в их быт, что звучали даже во время свадебных торжеств, признался Зингман в одном из интервью. Такой успех, по его словам, стал поистине высшей наградой – получить одобрение тех людей, чью жизнь он стремился достоверно отобразить на экране. Над сценарием сериала трудились два талантливых автора, чьи корни уходят в мир харедим. Их совместный труд принес плоды: сериал завоевал огромную популярность, интерес к нему не угасает до сих пор, несмотря на то, что премьера состоялась еще в 2013 году. Авторы проекта ставили перед собой амбициозную задачу – показать ультраортодоксальную жизнь без прикрас, максимально реалистично. Судя по восторженным отзывам и заинтересованности со стороны представителей этой общины, им удалось достичь поставленной цели. Алон Зингман сам родом из мира харедим: его детство прошло в иерусалимском районе Гиват Шауль, а образование он получил в престижной ешиве "Поневич", а затем в Иерусалимской школе кино и телевидения "Сэм Шпигель". Сериал "Штисель" словно снимает маски с ультраортодоксов, демонстрируя их как обычных людей, способных испытывать gamut эмоций: любовь к детям, заботу о внуках, верность простым человеческим ценностям. Религиозные предписания не мешают им любить, влюбляться, строить отношения с представителями других культур и вероисповеданий. В сериале немало искрометных юмористических моментов, что делает его увлекательным и интересным для просмотра даже для тех, кто до этого никогда не интересовался жизнью ультраортодоксов.
Этот сериал, несомненно, входит в число лучших кинематографических творений, которые мне довелось увидеть. Он повествует о судьбе одной семьи – но не в формате традиционного фильма, где зритель становится свидетелем лишь незначительной части жизненного пути героев. Этот шедевр дарит нам возможность проследить всю жизнь во всей её полноте и многогранности. Это живое кино, пульсирующее реальностью. Каждый персонаж представлен как многогранная личность. Здесь нет однозначных делений на «хороших» и «плохих». В сериале предстают люди со своими уникальными характерами, ценностями, мечтами и слабостями. И, конечно же, с верой, которая играет важную роль в их жизнях. Не стану раскрывать детали сюжета, но хочу отметить, что финал второго сезона до глубины души меня тронул. Этот фильм – не просто история о жизни ультраортодоксов. Это глубокое размышление о любви во всех ее проявлениях. Он поднимает вечные вопросы о смысле нашей жизни, о том, кто мы есть и для чего пришли в этот мир. О том, что по-настоящему ценно в этой бренной жизни. Можно не разделять стереотипы ультраортодоксального образа жизни, но ценность этого фильма заключается в том, что он позволяет увидеть не просто чуждых нам людей с другим менталитетом, которых мы можем назвать странными или осудить за их ограничения. В этом сериале мы видим людей, в которых узнаем себя, которым сочувствуем и стремимся понять. И, в конечном итоге, несмотря на все различия, мы все – люди. И именно об этом этот фильм.
В последнее время я с таким воодушевлением не смотрела ни один сериал! Этот израильский проект – настоящий шедевр, обладающий неповторимым стилем, несхожим ни на что другое. Ортодоксальные евреи, словно государство внутри государства, живут по своим строгим законам и традициям. Сериал словно приоткрывает завесу тайны над их миром, позволяя нам заглянуть в его глубину. Все в этом проекте исполнено на высшем уровне: сценарий, режиссура, актерская игра – все сливается воедино, создавая единое целое. Иерусалим, с его древними улицами и сакральными местами, предстает перед нами во всей своей красе. Сюжет сериала охватывает несколько поколений одной семьи. Прадед отца главного героя прибыл в Израиль из Минска, и уже пять поколений этой семьи живут на земле обетованной. С такой родней, действительно, не страшны никакие враги! Настоятельно рекомендую к просмотру – вы получите истинное удовольствие от просмотра!